В ЕГЭ по русскому языку собраны тесты на все ключевые языковые стандарты. Например, тема задания 8 ЕГЭ – «Синтаксические нормы: нормы согласования и управления». Сдавая этот тест, ты примеришь на себя роль преподавателя и найдешь типичные ошибки в приведенных предложениях. Разбираем теорию, которую нужно знать для выполнения задания 8, а также практику.
Главное о тесте 8 ЕГЭ по русскому языку
В 2025 году правильно выполненное задание приносит 2 балла. Ты получишь максимальную оценку, если запишешь ответ в полном соответствии с формой, указанной в инструкции к заданию, и при этом не допустишь ни одной ошибки. Если 1 или 2 позиции в ответе не соответствуют эталону, результатом будет 1 балл. В остальных случаях ответ оценивается в 0 баллов.
При выполнении теста ты испытаешь свои знания синтаксиса русского языка в сфере норм согласования и управления. В разных вариантах заданий встретятся типичные ошибки, среди которых неверное:
- Построение сложных предложений
- Использование однородных членов, несогласованных приложений, деепричастных оборотов, причастных оборотов
- Употребление имени числительного
- Падежное склонение существительного с предлогом
- Нарушение связи между подлежащим и сказуемым
- Применение косвенной речи
- Нарушенная видо-временная соотнесенность глагольных форм
Чтобы обнаружить нужную ошибку, тебе понадобится не только теория, но и внимательность. Особенность задания в том, что оно составлено с небольшим «подвохом». В предложенных вариантах могут оказаться другие неточности, не относящиеся к теме «Синтаксические нормы», а некоторые предложения и вовсе написаны без ошибок. Поэтому мы советуем полагаться не на «чуйку», а на знания: у нас есть вся теория, которая поможет быстро освоить тему и выполнить задание за счет своих навыков.
Успешно сданный экзамен – это твой пропуск в престижный вуз, который подарит тебе профессию мечты. Используй свой шанс по максимуму и тщательно подготовься. PARTA вооружит тебя знаниями и поможет отработать сложные моменты, чтобы получить от экзамена максимум. Записывайся на бесплатный урок, и ты на практике увидишь пользу подготовки.
Разбор задания 8: пример, алгоритм выполнения, сложности
Задание номер 8 ЕГЭ по русскому языку сформулировано так:
Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Вот один из вариантов, присутствующих в нашей практике:
Грамматические ошибки | Предложения |
---|---|
A) нарушение в построении предложения с причастным оборотом | 1) Установив, что специальные клетки крови и тканей способны захватывать и переваривать возбудителей инфекционных заболеваний, И. И. Мечников открыл важнейший механизм человеческого иммунитета — фагоцитоз. |
Б) нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм | 2) Работая над сочинением, мне было сделано замечание. |
B) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом | 3) Девушка входит в зал и не обратила на меня внимания. |
Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым | 4) Те, кто хотя бы раз любовался закатом солнца, не сомневается, что это одно из самых красивых зрелищ. |
Д) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом | 5) Учрежденная в 1930 году Морская арбитражная комиссия является третейским судом при Торгово-промышленной палате Российской Федерации, разрешающими споры в области грузового мореплавания. |
6) Одной из самых известных раскольниц была боярыня Феодосия Морозова, судьба которой заинтересовала художника В. И. Сурикова. | |
7) Проект этого автомобиля будущего принадлежит дизайнеру, известному своими разработками автомобилей для компьютерных игр. | |
8) Благодаря дружбы с семьёй С. Т. Аксакова Н. В. Гоголь по приезде из Петербурга поселился в доме писателя. | |
9) Залежи минеральных руд, содержащих платиновые металлы в промышленных концентрациях, находятся на юге Африки, а добыча ферроплатины составляет значительную часть экономики Южно Африканской Республики. |
Свой ответ нужно будет вписать в таблицу: верхняя строчка – буква, которой обозначена типичная ошибка, а нижняя – предложение, соответствующее ей:
А | Б | В | Г | Д |
---|---|---|---|---|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Обрати внимание: задание ЕГЭ по русскому языку содержит всего 5 типичных ошибок, а в столбце «Предложения» находится целых 9 позиций. Получается, четыре предложения из списка останутся без пары. Почему? Тут всего 2 варианта:
- Они написаны правильно
- В них допущены неточности, которые не относятся к рассматриваемой теме
В этом и заключается сложность теста. Практика ЕГЭ побуждает тебя не надеяться на интуицию или рандом, а внимательно анализировать примеры, чтобы найти подходящие варианты.
Мы рекомендуем выполнять тест в соответствии с таким алгоритмом:
- Изучи столбец «Грамматические ошибки». Теперь ты знаешь, что искать.
- Полностью прочитай все приведенные предложения. Пока ничего не отмечай, только посмотри.
- Исключи из перечня все, что написано верно, чтобы не отвлекаться на эти строки.
- Прочитай первое предложение, в котором нашлась ошибка. Найди соответствие с первым столбцом. Если уверенности нет, отложи его на потом.
- Выполни пункт 4 для каждого последующего предложения, содержащего ошибку.
- Вернись к отложенным номерам: часть ошибок из первого столбца уже найдена, поэтому выбрать из оставшихся вариантов гораздо легче.
- Запиши ответ в таблицу. Помни, что исправлять или менять порядок ответа нельзя, поэтому не теряй концентрацию.
Чтобы написать верно, не отклоняйся от приведенного алгоритма. Специфика задания 8 заключена в том, что некоторые несоответствия похожи друг на друга, поэтому не вписывай цифры в ответ, пока не установишь соответствие между всеми вариантами ответа.
Правила и их использование
Чтобы успешно сдать Единый Государственный Экзамен по русскому языку, важно разобраться в основных несоответствиях, которые допускаются в рамках темы «Синтаксические нормы». Звучит сложно, но мы упростим. Давай разберем на примерах самые распространенные ошибки. После каждого теоретического блока будут практические задания для выявления описанных ошибок. Это лучший подход для повторения важных тем.
К сожалению, мы не сможем рассмотреть все ошибки и практические примеры в этом материале, но мы с радостью поможем тебе подготовиться основательнее. Запишись на наш курс подготовки к ЕГЭ, выбери удобную для тебя дату начала обучения, и ты получишь полное сопровождение до самого экзамена.
Неверное использование однородных членов
По определению однородные члены предложения (ОЧП) – это те слова, которые выполняют одинаковую синтаксическую функцию, а также связаны с одной словоформой. ОЧП, могут быть как главными, так и второстепенными.
Чтобы правильно построить предложение, содержащее однородные члены, нужно учитывать следующие правила:
- В случае использования однородного сказуемого с общим дополнением от каждого из них должна быть возможность поставить один и тот же вопрос:
Неправильно | Правильно |
---|---|
Я люблю ухаживать и поливать цветы. | Я люблю ухаживать за цветами и поливать их. |
- Если ОЧП связываются между собой двойными союзами «не только…, но и…»; «если не…, то…» и т.п., то составные части этого союза должны соединять только ОЧ одного и того же ряда:
Неправильно | Правильно |
---|---|
Нас не столько вдохновили красочные места этого тихого города, сколько душевность его жителей. | Нас вдохновили не столько красочные места этого тихого города, сколько его душевные жители. |
- Двойные союзы потому и называются двойными, что их составные части являются незаменимыми: «не только…, но и…» – это один союз, который нельзя видоизменять.
- Падеж однородных членов предложения должен соответствовать падежу, в котором стоит обобщающее слово:
Неправильно | Правильно |
---|---|
Вскоре вельможа занялся осмотром принесённых даров: луки, соболя и украшения. | Вскоре вельможа занялся осмотром принесенных даров: луков, соболя и украшений. |
- Однородными членами могут быть только одни и те же синтаксические элементы. Использование разных не допускается. Неверны такие построения:
- форма имени существительного и неопределённой формы глагола: люблю шахматы и плавать;
- разные формы именной части сказуемого: она была моложе и добрая;
- причастный оборот и придаточное предложение: Главные герои повести – это люди, не боящиеся трудностей и которые всегда верны своему слову;
- причастный и деепричастный оборот: Любящие свою работу и стремясь хорошо её выполнить, строители добились отличных результатов.
- Общий предлог для ОЧП можно применять только в том случае, если он подходит по смыслу к каждому из них. В противном случае для неподходящего члена нужно использовать свой предлог:
Неправильно | Правильно |
---|---|
Толпы людей были повсюду: на улицах, площадях, скверах. | Толпы людей были повсюду: на улицах, площадях, в скверах. |
- В один ряд нельзя ставить понятия, описывающие как вид, так и род:
Неправильно | Правильно |
---|---|
В пакете лежали апельсины, сок, бананы, фрукты. | В пакете лежали сок и фрукты: бананы, апельсины. |
- В один ряд можно ставить только логически совместимые понятия. Пример неверной формулировки: «Встречающие стояли с цветами и радостными лицами».
Укажите предложение (-я), в котором (-ых) допущена ошибка в построении предложения с однородными членами.
- И. И. Левитан стремился показать на своих картинах не только красивый вид, но и передать всю трогательность природы.
- Сразу по приезде в Коломну боярин Всеволожский был схвачен и закован в железо.
- Я очень люблю ловить рыбу и занимаюсь этим не только летом, а также зимой.
- Не только подразделения МЧС проводят мероприятия по предупреждению пожаров, но и лесничества.
- Мальчишка, катавшийся на велосипеде и который с него упал, сидел рядом с мамой, прикрывая разбитое колено.
Ошибки в использовании деепричастного оборота
Деепричастный оборот используется для описания добавочного действия, которое происходит одновременно с основным. Самое важное условие применения деепричастного оборота заключается в том, что он обязательно должен обозначать действия того же лица, что и сказуемое.
Правила построения предложения:
- Оборот должен относиться к тому же субъекту, что и главное действие (здесь чаще всего допускаются неточности).
Неправильно | Правильно |
---|---|
Проходя под домом, на меня чуть не свалилась сосулька. | Когда я проходила под домом, на меня чуть не свалилась сосулька. |
- Деепричастие недопустимо применять, если в роли сказуемого используется краткое причастие. В таком случае подлежащее не выполняет каких-либо действий, поэтому применять дополнительное воздействие некорректно.
Неправильно | Правильно |
---|---|
Написав стихотворение «Смерть поэта», судьба Лермонтова была определена. | Когда Лермонтов написал стихотворение «Смерть поэта», его судьба была определена. |
- Не допускается использование деепричастного оборота, если предложение безличное. Однако есть исключение: если сказуемое стоит в инфинитивной форме, деепричастный оборот может быть отнесен к нему:
Неправильно | Правильно |
---|---|
Отказываясь от проведения эксперимента, ему было грустно. | Отказываясь от проведения эксперимента, он загрустил. |
- Деепричастный оборот в принципе не применяется, если в построенном предложении не определено подлежащее. Неверно писать так: «Не закончив отчёт, начальнику отдела предложили уехать в командировку».
Чтобы убедиться в правильности написания, нужно:
- Обнаружить деепричастный оборот
- Найти подлежащее в именительном падеже, которое должно выполнять обозначенное действие
- Убедиться, что описанное в обороте действие относится именно к подлежащему
- В случае отсутствия подлежащего удостовериться в том, что нет субъекта в косвенном падеже (например, «мне»)
- Убедиться, что как основное, так и добавочное действие выполняет одно и то же «лицо».
Укажите предложение (-я), в котором (-ых) допущена ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом.
- Найдя чужую вещь, она немедленно возвращается её хозяину.
- Осваивая основы рисунка и живописи, художник создает произведения разных жанров.
- Провожая взглядом осенний караван журавлей, дед Семён всегда грустил.
- Используя контрасты дополнительных цветов, он пишет оранжевые тигровые лилии на синем фоне и букет пурпурных георгинов на желтом фоне.
- Заглянув на урок, директору представилась интересная картина.
Неверное применение причастных оборотов
В составе причастного оборота обязательно есть само причастие, которое обязательно согласуется с главным словом в роде, числе и падеже. Помимо этого, присутствуют зависимые от причастия слова. При построении предложения важно учитывать следующие правила:
- Внутри причастного оборота никогда нельзя размещать главное слово. Оно всегда должно располагаться либо перед оборотом, либо после него.
Неправильно | Правильно |
---|---|
Ведущая улица в город была свободна. | Ведущая в город улица была свободна. |
- Если в предложении несколько существительных, причастный оборот можно привязать к любому из них, в зависимости от смысловой нагрузки. В таком случае он обязательно должен быть согласованным с выбранным словом. Использование причастия без связи с главным словом недопустимо.
Неправильно | Правильно |
---|---|
Часть книг, полученнЫЕ в подарок, пойдет в подарок. | Часть книг, полученнЫХ в подарок, пойдет в подарок. |
Укажите предложение (-я), в котором (-ых) допущена ошибка в построении предложения с причастным оборотом.
- 12 октября 1492 года флот Колумба, состоявший из трех легких судов для плавания на дальние расстояния, различил на горизонте небольшой остров.
- В «Василии Тёркине» автор восхищается подвигом русского солдата, сохраняющим верность долгу и отчизне.
- Песня звучала всё сильнее и сильнее, покрывая шум дождя, барабанившего по мокрому асфальту.
- Владельцы участков вносят в казну города земельный налог, установленный в соответствии с законодательством.
- Каждый программист закреплен за определенным компьютером, следящим за его состоянием.
Ошибки при построении сложного предложения
- Повторение одних и тех же слов. Чаще всего встречается, если нужно передать последовательное подчинение.
Неправильно | Правильно |
---|---|
Мне предстояло отправиться в город, в котором прежде жили мои родители, которые приехали в него в 93 году, который был для них настоящим испытанием. | Мне предстояло отправиться в город, в котором прежде жили мои родители, приехавшие в него в 93 году, и который был для них настоящим испытанием. |
- При соединении частей сложного предложения недопустимо употреблять рядом друг с другом схожие по значению подчинительные и сочинительные союзы.
Неправильно | Правильно |
---|---|
Родители говорят, что будто мы совсем не помогаем по дому. | Родители говорят, что мы совсем не помогаем по дому. |
- Важно правильно выбирать порядок слов: если используется придаточное, нельзя допускать, чтобы оно могло теоретически относиться сразу к нескольким словам.
Неправильно | Правильно |
---|---|
Ученики, выполняя задания контрольной работы для девятиклассников, которые раньше считались трудными, стали делать меньше ошибок. | Ученики, выполняя задания контрольной работы, которые раньше считались трудными, стали делать меньше ошибок. |
- Употребление местоимения «то» в случаях, когда оно не подходит по смыслу. Такая ошибка очень часто встречается в разговорной речи.
Неправильно | Правильно |
---|---|
Он сказал мне то, что придет поздно. | Он рассказал мне то, от чего я была в восторге. |
Укажите предложение (-я), в котором (-ых) допущена ошибка в построении сложного предложения.
- Я поднял глаза и увидел, что высоко в небе неслись над станицей птицы.
- Ему казалось, что ещё не всё потеряно и что успеть в срок возможно.
- Мы спросили о том, можем ли вдвоём выполнить одну проектную работу.
- Обращаясь к теме «маленького человека», невозможно не отметить, что, насколько яркой была повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза», открывшая мир «маленьких людей».
- Как только прозвучал третий звонок, но вдруг у меня тоже зазвенел телефон.
Нарушенная связь между подлежащим и сказуемым
Еще одна распространенная ошибка при выполнении задания 8 ЕГЭ – это не связанные между собой подлежащие и сказуемые. Существует несколько основных видов нарушения связи:
- Несовпадение числа у подлежащего и сказуемого.
Неправильно | Правильно |
---|---|
Кто бы ни пришли, все узнают. | Кто бы ни пришел, все узнают. |
Те, кто планируют отпуск на лето, покупает билеты весной. | Те, кто планируют отпуск на лето, покупают билеты весной. |
- Несовпадение рода у подлежащего и сказуемого. В русском языке случаются ситуации, когда определение рода осложнено. Есть несколько правил, которые нужно учитывать:
- Для несклоняемых существительных используются особые правила. Например, какао – средний род.
- Для аббревиатур род определяется их расшифровкой. Например, ЕГЭ – единый государственный экзамен – мужской род. Однако есть исключения (МИД, вуз – мужской род определяется звучанием).
- При использовании в роли существительного наименования профессии его нужно поставить в мужской род, независимо от представителя профессии. Пример: «Учитель поставил двойку». Однако если используется собственное имя (в таком случае профессия выступает в роли приложения), род надо согласовывать именно с ним.
- Для сочетания двух существительных в именительном и творительном падеже число и род зависят от значения:
- Совместное действие (оба подлежащих равноправные) – множественное число. Пример: «Брат с сестрой пошли в магазин».
- Второе подлежащее – спутник для основного и дополняет его – единственное число, род определяется основным подлежащим. Пример: «Отец с дочерью вернулся домой».
- Совместное действие, но присутствуют слова «вместе», «совместно»; подлежащее выражено местоимением «я» или «ты» – единственное число, род определяется первым подлежащим. Пример: «Кладовщик вместе с грузчиком принимал товар».
Укажите предложение (-я), в котором (-ых) допущено нарушение связи между подлежащим и сказуемым.
- Те, кто не смог посмотреть новый фильм, очень сожалели об этом.
- Те, кто знает больше в силу своего образования или увлеченности, будут восполнять пробелы других.
- Те, кто мечтает стать инженером, исследователем, лётчиком, космонавтом, должны развивать особые навыки.
- МГУ объявило о том, что при поступлении будут учитываться личные достижения абитуриентов.
- Те, кто изучал математику, конечно, знает о Евклиде.
Ошибки в построении предложений с косвенной речью
ЕГЭ по русскому языку также затрагивает написание косвенной речи. Согласно правилам, когда прямая речь переводится в косвенную, поставленные в первом лице местоимения и глаголы, должны быть заменены третьим лицом.
Пример:
- Цитата: «Я сам зарабатываю деньги, а не рассчитываю на помощь родителей».
- Косвенная речь: «Автор утверждает, что он сам зарабатывает деньги, а не рассчитывает на помощь родителей».
Практики не бывает много
Сейчас мы с тобой за несколько минут пробежались по тематике задания 8 ЕГЭ, рассмотрели основные синтаксические нормы и разобрались, как находить ошибки в тексте. Конечно, для уверенной сдачи экзамена не помешает больше практики, да и не забывай, что в ЕГЭ по русскому языку есть и другие «задачки со звездочкой». Но не стоит переживать раньше времени: немного качественной подготовки, и у тебя все получится!
Готовиться к экзамену гораздо проще, когда есть план действий и помощь преподавателя. В нашей онлайн-школе ты найдешь и то, и другое. Занимайся по программе PARTA в удобное время, и из страшного препятствия ЕГЭ превратится в занимательный квест.
Мы также поможем тебе сделать правильный выбор профессии, который является важнейшим шагом в интеллектуальном развитии личности.Такая консультация необходима, чтобы достигнуть гармонии между личными целями и требованиями рынка труда. Запишись на пробный урок, начни подготовку, а бонусом мы подарим курс по профориентации!
Все примеры заданий взяты с официального сайта ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений» https://ege.fipi.ru