Экзамен по предмету информатика включает важное задание, связанное с анализом графов и подсчётом количества путей между вершинами. Чтобы успешно выполнить это задание и получить высокий балл, важно не только знать теорию, но и понимать, как правильно решать подобные задачи.
В этой статье мы подробно рассмотрим пошаговое решение одного из самых популярных и потенциально сложных заданий — научимся распознавать типовые конструкции, выбирать верную стратегию и избегать распространённых ошибок.
Тем, кто готовится к экзамену по направлению информатика ОГЭ, важно заранее разобраться с алгоритмами, типами задач и частыми ошибками, изучить задание.
1. Начальную вершину ставим равной единице
2. Если в вершину входит одна стрелка, тогда переносим значение с этой стрелки с уже известной вершины.
3. Если в вершину входит несколько стрелок, тогда суммируем значения со всех этих стрелок
Хочешь, чтобы эксперт разобрал именно твои задачи и ошибки? Получи бесплатную консультацию, переходи по ссылке:
Самая главная ошибка при решении 9 задания по предмету информатика: невнимательное прочтения задания, при котором школьники не замечают, что необходимо пройти или не пройти какую-то точку! Рассмотрим классическое решение задания 9, в котором нет дополнительных условий — только схема и подсчёт маршрутов от точки А до К.
На изображении представлена схема дорожной сети, соединяющей города А, Б, В, Г, Д, Е, Ж, И, К.Все дороги являются односторонними, и направление движения по ним задано стрелками. Сколько существует возможных путей, которые ведут из пункта А в пункт К?
Решение:
Начальную точку А, с которой мы начинаем движение, ставим равной 1. Почему именно единица? Потому что таким образом мы обозначаем начало маршрута, откуда мы стартуем. Далее начинаем смотреть следующие близкие к А точки, если в пункт идет одна стрелка, то переносим значение из того пункта откуда мы идем в наш текущий пункт. Если в точку входит несколько стрелок, то складываем значения со стрелок в текущую точку.
Ставим изначальную точку А = 1, далее смотрим дальнейшие точки и видим, что в точку Б ведет всего одна стрелка из точки А, поэтому мы просто переносим значения с А на Б и ставим его равным Б = 1. Аналогично делаем с точкой Г и ставим Г = 1.
В точку В идет две стрелки из Б и из Г, поэтому точка В = Б + Г = 2, то есть она берет значения из Б и Г и складывает.
Пункт Д = Б + В = 1 + 2 = 3, складываем количество с Б и В. В точку И будет перенос значения с пункта Д, так как в И ведет одна стрелка И = 3.
Аналогичная ситуация, как в пункте Д, в пункте Е = В + Г = 2 + 1 = 3 и тогда сразу пункт З равен тоже 3, там переносится значение.
Пункт Ж объединяет три пункта Д,В и Е, поэтому Ж = Д + В + Е = 3 + 2 + 3 = 8.
И тогда финальный ответ будет получен после подсчета точки К = Ж + И + З = 8 + 3 + 3 = 14.
Ответ: 14
Только начинаешь готовиться? Пройди бесплатный вводный урок по информатике, чтобы уверенно разобраться с основами! Переходи по ссылке:
На изображении представлена схема дорожной сети, соединяющей города А, Б, В, Г, Д, Е, Ж, И, К.Все дороги являются односторонними, и направление движения по ним задано стрелками. Сколько существует возможных путей, которые ведут из пункта А в пункт К, проходящих через город Ж?
Возьмем рисунок из прошлой задачи и подумаем, какие пути будут мешать нам пройти через нужный пункт Ж.
При анализе картинки можно заметить, что можно пропустить нужную точку если прийти в финальную вершину через точку И или З, поэтому эти точки можно смело убирать с картинки.
Совет: закрашивай или зачеркивай лишние пути на самой картинке, чтобы не путаться!
Если мы убираем стрелки ИК и ЗК, тогда пункты З и И вообще не имеют никакого смысла, так как из них мы никуда не пойдем, поэтому эти пункты и все пути выходы из них можно смело удалять и тогда итоговая картинка выглядит следующим образом:
Далее сам алгоритм подсчета остается неизменным и при усложнении задачи, но для этого необходимо из исходной картинки убрать лишние стрелки, которые мешают прохождению через определенную точку и могут провести мимо нее.
Начальную точку ставим равно 1. Если в точку идет одна дорога, то переносим значение с нее. Если в точку входит несколько дорог, то складываем значения со стрелок в текущую точку.
А = 1 -> Б = Г = 1
В = Б + Г = 2
Д = Б + В = 1 + 2 = 3
Е = В + Г = 2 + 1 = 3
Ж = Д + В + Е = 3 + 2 + 3 = 8
К = Ж = 8
Ответ: 8
Многие ошибки в 9 задании ОГЭ информатика связаны с невнимательностью к условиям: ученики пропускают важные формулировки или не учитывают нужную точку в графе.
На изображении представлена схема дорожной сети, соединяющей города А, Б, В, Г, Д, Е, Ж, И, К.Все дороги являются односторонними, и направление движения по ним задано стрелками. Сколько существует возможных путей, которые ведут из пункта А в пункт К, не проходящих через город В?
Продолжим изучение 9 задания с той же картинкой и подумаем, как не пройти через пункт В.
При условии непрохождения через какой-то пункт необходимо просто удалить этот пункт с нашего рисунка и удалить все дороги, которые входили или выходили из этого пункта, поэтому итоговый рисунок будет выглядеть следующим образом:
Совет: закрашивай или зачеркивай лишние пути на самой картинке, чтобы не путаться!
Далее сам алгоритм подсчета остается неизменным и при усложнении задачи, но для этого необходимо из исходной картинки убрать лишние стрелки, которые мешают прохождению через определенную точку и могут провести мимо нее.
Начальную точку ставим равно 1. Если в точку идет одна дорога, то переносим значение с нее. Если в точку входит несколько дорог, то складываем значения со стрелок в текущую точку.
А = 1 -> Б = Г = 1
В = Б + Г = 2
Д = Б = 1
Е = В = 1
Ж = Д + Е = 1 + 1 = 2
И = Д = 1
З = Е = 1
К = Ж + З + И = 4
Ответ: 4
ОГЭ по информатике проверяет не только знание алгоритмов, но и внимательность к формулировкам. Даже, на первый взгляд, несложное задание может привести к потере баллов из-за невнимательного прочтения.
Чтобы избежать ошибок:
Узнай, как получить полезные материалы бесплатно - запишись на консультацию с экспертом по ссылке.
Решение задания 9 требует не только понимания алгоритма, но и практического опыта. Уверенность в решении приходит с регулярной работой и внимательным подходом к каждому примеру. А грамотная стратегия подготовки поможет получить высокий балл по ОГЭ и заложить основу в изучении информатики.